Эссе по теме: «Проблема человека в современной науке»
Двадцать первый век принято называть веком высоких технологий. Создание высококлассного оружия, которое точно поражает цель и никогда не промахивается; разработки в сфере искусственного интеллекта и генной инженерии. Каждый день мы читаем новости о новых изобретениях и открытиях ученых, которые захватывают дух и на секунду переносят нас в книги фантастов двадцатого века.
Человечество всегда стремилось к познанию окружающего мира и созданию комфортных условий для жизни. Сейчас мы можем позволить себе общаться с людьми с других континентов в режиме реального времени; нам доступно огромное количество знаний и информации, которые человечество собрало за все время своего существования. Мы стоим на пороге невероятных открытий и разработок: телепатия, клонирование человека, искусственный интеллект. Но чем это грозит будущему человечества? И все ли эти разработки будут использованы во блага людей?
Стоит вспомнить ядерное оружие и какие катастрофические последствия оно несет для человечества. Нажатие нескольких кнопок может уничтожит целые континенты и стереть с лица Земли целые народы. Огромная власть в руках людей, у которых есть возможность выбора: кому жить, а кому умереть. Но разве хоть один человек в мире на самом деле имеет право делать такой выбор? То, что создавалось ради защиты, теперь становится для человечества «оружием судного дня». Оно становится средством манипуляции и «весомым» аргументом в решении политических споров. Всегда есть опасность, что оно попадет в руки террористов или просто психически неуравновешенных людей. И тогда судьба всего человечества окажется в руках этих людей. И каков же будет итог? Никто в мире не должен иметь возможность получить такую власть и тем самым вершить чужие жизни.
Но атомное оружие не единственная проблема человечества. Ученые неустанно трудятся над новыми разработками, которые должны улучшить жизнь людей. Но так ли это? Еще не так давно слово «телепатия» можно было встретить лишь на страницах фантастических книг или в фильмах про супергероев. Сейчас же это становится нашей реальностью. Но к каким последствиям может привести создание нечто подобного? Чтение мыслей, полное отсутствие права на личное пространство, контроль сознания. Потеря собственного «я»: не остается права на тайны, на собственные мысли и желания (все станет общих и доступным каждому). В сериале «Черное зеркало» нам представлена реальность, в которой технологии ушли далеко вперед. Были разработаны чипы, которые записывают абсолютно все воспоминания человека, с возможностью в дальнейшем просматривать их. Это даже и близко не похоже на те ожидания, которые виделись людям при упоминании термина «телепатия». Мы можем видеть к каким ужасным последствиям приводит «обратная сторона» технологий. Когда воспоминания человека перестают быть только его собственностью, а становятся достоянием общественности. Когда каждый может «влезть» к человеку в голову и потом использовать увиденное для шантажа, травли или же просто для развлечения. Мы видим, что для людей становится нормой вторжение в личное пространство, они перестают видеть границы, а чужие воспоминания перестают быть чем-то тайным и сокровенным. Нам это продемонстрировано в моменте, где герой обязан показать в аэропорту свои воспоминания за последние 24 часа. Мы видим, что теперь сокровенные воспоминания становятся неким подобием фильмов, которыми ты обязан делиться с окружающими. Теперь у человека нет права на ошибку, на тайну, которую бы он никогда не хотели поведать миру. Теперь другие люди видят каждый твой шаг. Люди перестают быть цельными личностями, теперь они безликие марионетки в огромной системе, которыми легко управлять.
Но контролировать людей можно не только с помощью компьютерных технологий. Сейчас вовсю идут разработки в отросли клонирования. Пока что это создание точных копий животных, но в скором времени нас ждут результаты экспериментов с людьми. Можно снова обратиться к вышеупомянутому сериалу «Черное зеркало», где поднимается данная проблема. Где нам рассказывается история женщины, потерявшей мужа и оставшейся безутешной вдовой. В ее реальности во всю используется технология по созданию искусственных клонов умерших людей, «сознание» которых создается на основе сохранённых телефонных разговоров, sms, сообщений во всемирной сети, в том числе в социальных сетях. И мы получаем идеальную копию человека, который выглядит в точности, как живой, но с одним «небольшим» недостатком – это все лишь машина. Но у людей со временем начинает стираться грань между настоящим и той иллюзией, в которую они загоняют себя. Они начинают относиться к клонам, как к живым людям, тем самым заменяя живых лишь их подобием. Можно сказать, что подобная технология действует во благо, помогая людям справиться с горем. Но так ли это? Мы видим полное обесценивание индивида. И можно ли говорить о том, что с точки зрения науки — это будет этично? Имеют ли право ученые контролировать сознание людей, внушая им ложные образы и подменяя понятия? Стирается абсолютная грань между «жизнью» и «смертью». В погоне за вечной жизнью, мы получаем людей с искалеченной психикой, которые уже не в состоянии отличить правду от успешно созданного вымысла. Люди не способны принять смерть, как естественное явление и справиться с потерей близких. Мы сталкиваемся с инфантилизмом, который проявляется в отсутствии способности трезво оценивать жизненную ситуацию, справляться с проблемами. Вместо этого такие люди предпочитают жить в иллюзорном мире, не покидая зону комфорта, тем самым убегая от всех проблем.
Проблема ухода от реальности остро стоит перед нашим обществом в современном мире. Особенно перед молодым поколением. Дети и подростки уже не способны справляться с проблемами, вместо этого они предпочитают уход от реальности в мир компьютерных игр, социальных сетей, где они могут быть кем угодно и не нести ответственность за свои слова и поступки. При долгом пребывании в «компьютерном мире» развивается зависимость сродни алкогольной или наркотической. Люди не способны и нескольких минут прожить в реальности, чтобы не заглянуть в социальную сеть или не ответить на сообщение, пренебрегая при этом общением с реальными людьми. Они утрачивают мотивацию и коммуникативные умения, тем самым становясь неспособными жить и общаться в реальном мире. С каждым годом появляется все больше игр, которые обещают вам «максимальное погружение и создание максимальной реалистичности». Ультрасовременные смартфоны, планшеты, мощные компьютеры, игровые приставки, очки виртуальной реальностью – все это части нашей повседневной жизни. Большинство людей считают, что в смартфонах и ноутбуках – находится вся их жизнь. И если лишить их всего этого, многие уже не смогут полноценно жить и выполнять повседневные обязанности. Все это говорит о тотальной зависимости от технологий, которыми мы перестали управлять, и теперь уже они управляют нами и нашими жизнями.
В современном мире людям уже не нужно думать, где найти информацию. Ведь любой запрос можно вбить в Гугл, а Википедия ответит на все ваши вопросы по учебе. Умная программа Siri так же ответит на любой вопрос и даст полезные рекомендации. Интернет переполнен доступной информацией, но как все доступное, она становится не интересна людям. Вместо этого они «поглощают» массу бесполезной и бессмысленной информации, которая лишь впустую перегружает их мозг. В двадцать первом веке больше не нужно долго и кропотливо искать нужные данные, не нужно постоянно вести борьбу за существование. Умные современные гаджеты готовы все сделать сами, а у людей же появляется возможности вести постоянный праздный образ жизни.
Еще поколение назад люди полагали, что такой технологический прорыв позволит человечеству подняться на новый уровень развития, но вместо этого мы видим повсеместную деградацию. Люди становятся слабыми в физическом и психологическом плане. Современная наука не стоит на месте, и с каждым годом мы будем получать все больше и больше новых причудливых технологий. И какие-то из них будут помогать нам в повседневных делах, а какие-то поставят все наше существование под сомнение. Вопрос этичности всегда будет остро стоять в научных кругах. Ведь где та грань, которую ни в коем случае нельзя пересекать? И как можно понять, какие из новых изобретений принесут пользу, а какие будут способны разрушить психику людей и поставят наше общество под удар. Так что же: пользу или вред приносят в нашу жизнь новые технологии? Возможно, человечеству нужно просто осознать важность простых человеческих ценностей. И тогда эффект от внедрения новых технологий не будет так разрушителен.
работы по оп
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12016-09-11 15:17:13
Поделиться22016-09-25 13:06:14
Эссе на тему: «Свобода воли человека: миф или реальность?»
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о том, насколько мы являемся свободными людьми, и где все-таки проходит та черта, которую нельзя пересекать. Где заканчивается наша свобода, а где начинается уже чужая? Почему порой мы, стараясь не позволить окружающим манипулировать нами, сами случайно становимся злостными манипуляторами? Страх ли это перед потерей своей свободы воли, или все же мы отчасти понимаем, какую «игру» затеваем с другими?
Человек – единственное существо на Земле, обладающее сознанием, способностью мыслить, делать выбор и принимать решения. Можно сказать, что человек, да и все человечество в целом, выиграло в лотерею, где все выше сказанное было главным призом. Животные же не обладают ничем подобным, ими правят «голые» инстинкты, которым они не в силах сопротивляться. Но пройдя все эти этапы развития, преодолев путь от обезьяны до человека разумного, можно ли говорить о том, что человечеству стало проще жить? Получив высоко развитый интеллект, люди столкнулись с совершенно уникальными проблемами и дилеммами, которые не настигли больше ни одного живое существо на планете Земля.
Каждый день нам приходится делать выбор, взаимодействовать с окружающим миром и стараться думать не только о своем благе, но и о благе окружающих нас людей. И каждому из нас хочется верить то, что мы целиком и полностью контролируем свою жизнь, тело и сознание. Но так ли это? Можно вспомнить о таком понятии, как гипноз и том, как он воздействует на сознание и волю человека. В одних случаях он может применяться во благо (например, лечение фобий), в других же он используется в корыстных целях для подавления воли человека и манипуляции им в своим собственных интересах.
Сейчас интернет пестрит рекламой разнообразных книг, фильмов и тренингов, на которых вас научат не только, как понравиться определенном человеку, но и как управлять им, выдавая свои желания за его собственные и как целиком и полностью «привязать» этого человека к себе. Из этого, можно сделать вывод о том, что люди осознанно желают подавлять чужую свободу воли, тем самым разрушая психику человека. Они жаждут контроля над другими для достижения своих собственных целей.
Но не только личный эгоизм является источником подавления воли других людей. У каждого человека есть препятствия для свободы воли: внутренние и внешние. Внутренние препятствия, например, установки человека, к которым относятся те же моральные принципы. Стоит вспомнить о таком явлении, как моральные дилеммы, при решении которых человек встает перед сложным выбором. Нарушить ли свои внутренние установки или же общепринятые моральные принципы? Свобода выбора существует в данном случае, но в некоторых моментах она связана с нарушением норм морали и собственных принципов человека, что приносит ему нравственные страдания.
Можно говорить о том, что свобода воли есть у всех людей. Но даже если отбросить в сторону моральные и этические проблемы, то все еще остаются те, у кого понятие свободы воли искаженно и воспринимается неверно. В пример можно привести психически больных людей, у которых она в силу органических поражений может быть подавлена, гипертрофирована, либо искажена.
Но даже если рассматривать абсолютно здоровых людей, можно выделить «волевых» людей и как противоположность им «слабовольных» людей. Даже в обычной жизни мы характеризуем людей такими понятиями. Теперь рассмотрим, какие качества человека позволяют ему стать «волевым»: решительность, настойчивость, целеустремленность, выдержка, инициативность, смелость и т.д. И зачастую еще одного из качеств: умение управлять другими людьми. Обычно такие личности встречаются среди политических лидеров, полководцев, руководителей крупных компаний. И все будет зависеть от моральных качеств этих людей: поведут ли они за собой людей в «светлое будущее» или используют их для реализации своих целей, порой неприемлемых с точки зрения морали и несущих вред для других людей. Вспомним такую историческую фигуру, как Адольф Гитлер. Он был одержим идеей нацизма, сумел увлечь ею определенный круг людей. В итоге, все это привело к захвату власти и кровопролитной захватнической войне. Он несомненно являлся сильной личностью, которая внушала страх и одновременно уважение слабовольным людям. Волевых же людей, которые понимали всю абсурдность его идеи, он пытался уничтожить физически.
«Слабовольные люди — это легкая кавалерия армии дурных людей; они приносят больше вреда, чем сама армия, потому что все разоряют и опустошают.» Никола Шамфор
История знает не мало примеров таких личностей…
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что свобода воли доступна абсолютно всем людям. Но в силу различных причин (внутренних или внешних), ею могут воспользоваться не все в одинаковой мере. «Слабовольные» люди, при всем богатстве и свободе выбора, будут подчиняться тому, что идет извне, а не тому, что идет изнутри (они никогда не прислушиваются к себе и не могут реализовать свои желания в полной мере). Они всегда будут зависимы от более «волевых» людей. В нашем обществе всегда будет дисбаланс, всегда будут ведомые и ведущие. И вопрос свободы воли всегда будет стоять особо остро в любом обществе.
Поделиться32016-09-25 16:19:19
Эссе на тему: может ли машина мыслить?
Уже не первое десятилетие люди бьются над теорией о том, что можно создать думающую машину. По этой теме выходит множество научных работ, которые либо опровергают, либо подтверждают данную теорию. Известные режиссеры снимают блокбастеры, в которых они высказывают свои собственные точки зрения на то, каким будет мир, если самые «светлые» умы человечества все же совершат научный прорыв и создадут идеальный искусственный интеллект. Пока что все их разработки сведены к четкому алгоритму, который заложен в их машины. Их творения способны производить сложные вычисления или анализы, могут выполнять простые физические действия. Но пока их действия и близко не похожи на человеческие.
Но что такое мышление? И настолько ли это сложный процесс, что он присущ лишь людям? Животные способны воспринимать и ощущать то, что их окружает. Но они не познают мир, не образовывают каких-либо понятий или суждений. Они не проводят связи между вещами или явлениями и не пытаются выстроить какую-либо логическую цепочку. На все это способны лишь люди. Однако, ученые не сдаются и уверяют, что и их изобретения будут способны на это. Будут способны выстраивать логические умозаключения и анализировать окружающий мир. Но станет ли этот процесс похож на человеческий?
У компьютеров не будет одной главной вещи без которой они не смогут мыслить – у них не будет сознания. Они не смогут испытывать эмоции и поэтому не смогут переживать какие-либо события и пропускать все через «эмоциональную призму».
Сейчас многие люди жаждут приблизить себя к тем самым «умным» компьютерам, которые способны выполнять множество задач, но не испытывать эмоций. Люди считают, что эмоции мешают им как в повседневной жизни, так и в какой-то узконаправленной деятельности (например, научной). Морально-этические проблемы и дилеммы компьютер способен решить с помощью «холодного расчета» благодаря установленному в нем алгоритму. Человек же вынужден опираться еще и на свою эмоциональную сторону.
Можно вспомнить о известном тесте Тьюринга, который хотел узнать, способен ли компьютер ввести оппонента в заблуждение и выдать себя за человека. Он должен был симулировать человеческое поведение, которое очень сильно отличается от того, что было вложено в компьютер. Техника основывается на той программе, которая была загружена в нее и которая состоит из определенных алгоритмов, от которых компьютеру невозможно отойти. Человеческое же поведение отличается порой своей нелогичностью, неразумностью и непредсказуемостью. А человеческая психика является тем, что человечество до сих пор не смогло постичь до конца.
Машины не способны к творческой деятельности, они не могут создавать новые предметы искусства. Так же они не способны решать те задачи, которые не прописаны в их программе. Машины сильно ограничены в своих действия, в отличии от людей.
Можем снова вспомнить фантастические фильмы, в которых машины приобретают сознание. В них они способны самостоятельно принимать решение, они не зависят от творца своего – человека, они способны сами обучаться и получать новые знание, у них имеются чувства и эмоции.
Сейчас мы уже сталкиваемся с тем, что машины стараются копировать поведение людей в интернете. Все знакомы с ботами, которыми имитируют человека: они могут общаться и даже участвовать в каких-либо простых дискуссиях. Но их высказывания «бедны» и односложны. Сейчас подобные программы-роботы легко обнаруживаются, ибо они не способны производить сложные действия или отвечать на «каверзные» вопросы.
С каждым годом люди все сильнее усовершенствуют свои машины, приближая их к людям. А люди в свою очередь стараются походить на машины. Компьютеры и люди существуют бок о бок, но именно человек управляет компьютером – не наоборот.
Часто мы слышим фразу о том, что мозг является «самым совершенным» компьютером. Но так ли это? В чем разница между ним и компьютерами из железа? Пожалуй, самое главное отличие в том, что мозг постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения, а у компьютера же есть только то, что в него заложил его создатель. Для мозга очень важен отдых, без которого он не может функционировать, когда компьютеры же способны работать без остановки.
Подводя итог, можно говорить о том, что машина не может мыслить, а лишь выполняет команды, заложенные человеком. Без человека, машина не сможет «развиваться» и «совершенствоваться». Она никогда не сможет быть на одном уровне со своим создателем – человеком.
Поделиться42016-10-08 18:26:42
Анализ примера из литературного произведения на тему «Свобода воли» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
В антиутопическом романе «451 градус по Фаренгейту» действие происходит в вымышленном мире, где царит тоталитарный режим, где любая литература находится под строжайшим запретом, а пожарные сжигают все запрещенные книги и даже целые дома, в которых была обнаружена запрещенная литература. В таком обществе нет места книгам, потому что «…опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека». Владельцы книг являются преступниками и подлежат немедленному аресту. И на фоне этого разворачивается история одного человека – Гая Монтэга, работающего пожарным и живущего по общепринятым в таком обществе канонам. Всю свою жизнь он прожил, не задумываясь о том, почему книги в современном обществе вызывают такую ненависть, а люди, пытающиеся сохранить их, считаются преступниками и безумцами. Он «плыл по течению», воспринимая окружающее, как одну единственную верную модель поведения. Монтэг не задумывался о том, счастлив ли он, свободен ли в выборе жизненного пути и имеет ли он свои собственные цели или желания. Но в какой-то момент все его представления о жизни начинают рушиться...
Знакомство с юной девушкой Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. «Кларисса зажгла в душе Гая ту искру, которая в нем временами вспыхивала и тотчас погасала, задав ему вопрос, над которым Монтэг никогда раньше не задумывался: А счастливы ли вы?» Маклеланд не такая, как остальные люди. Она была естественна в своих желаниях и жила без оглядки на общество. Гай начинает задумываться о том, что его жизнь не более, чем бездумное существование по инерции. Установленный режим и его правила намеренно лишают людей способности мыслить, индивидуальности и свободы воли. Общество начинает действовать, как единый организм, а люди превращаются в бездумные машины, не отличимые друг от друга. Они не имеют своих мыслей, желаний, стремлений, они руководствуются теми «инструкциями», которые диктуются им с экранов огромных телевизоров. «Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а... просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».
Выполняя свою работу по сожжению книг, Монтэг начинает замечать, что не все люди живут по «установленным правилам». Он начинает остро реагировать на проявление свободомыслия других людей. Например, его повергает в шок поступок женщины, которая не только отказалась покидать дом уже залитый керосином, но и сама чиркнула спичкой, обращая в пепел не только книги, но и свою жизнь. Он начинает задумываться над вопросом: кто же более свободен – он, живущий по навязанным ему правилам или женщина, бунтующая против них? Ответив для себя на этот вопрос, Гай начинает идти против сложившейся системы. Он понимает, что путь его будет непрост (даже может привести к смерти), но выбор уже сделан.
Когда Монтэг прибывает на очередное задание, но с ужасом видит, что новой целью был выбран его собственный дом. Он становится перед выбором: подчиниться приказу, сжечь дом и продолжить прежнее существование или же пойти по иному пути. Он сжигает дом, что символизирует отказ от прежней жизни и идет против своих коллег, становясь в глазах общества опасным преступником. Но Гая это не останавливает, он понимает, что, только совершив этот поступок, он сможет обрести свободу. И в первый раз за всю свою жизнь он проявляет свободу воли. Всеми этими поступками он сознательно «отрезает» себе дорогу назад. Монтэг бежит из города, преследуемый электрическим псом, жаждущим его убить. Брэдбери использует эту аллегорию, чтобы показать, что свобода не всегда дается просто. Зачастую это связано с отказом от привычной и удобной жизни и идет в разрез с общественным мнением. Герой проделывает этот путь, чтобы обрести долгожданную свободу. Теперь он не просто «винтик» в системе, теперь у него появился шанс стать свободным человеком.
Проявлением свободы воли героя в романе является то, что он, следуя своим внутренним побуждениям, разрывает связи с привычным миром, становясь изгоем, но при этом приобретая внутреннею свободу. Недаром эпиграфом романа послужили слова Х.Р. Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". Это означает, что даже если вас пытаются «загнать» в какие-либо рамки, всегда существует возможность сделать свой собственный выбор. Но этот выбор не всегда будет даваться просто, так как в некоторых случаях он может идти в разрез с существующей системой, мнением других людей и со своими собственными установками.
Мы видим, что Монтэг делает свой выбор и проходит путь от безликого члена общества без свободы воли, ведущего бесцельный образ жизни до человека, способного принимать самостоятельные решения и желающего показать другим людям, что и у них есть выбор.
«Монтэг чувствовал, что в нём пробуждаются и оживают слова. Что скажет он, когда придёт его черед? <…> И по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа — для исцеления народов…». Нельзя говорить о том, что Гай полностью приобрел свободу-он находится лишь в самом начале пути. Возможно, этот путь будет долог и труден. Но Гай уже проявил свободу воли, приняв непростое решение, порвать с прежней жизнью и пойдя против системы.
Поделиться52016-10-26 15:38:48
11. Ядра серого вещества продолговатого мозга:
1. Тонкое и клиновидное ядра.
Проводят проприоцептивную, тонкую тактильную и вибрационную чувствительность.
2. Ядра нижней оливы.
Отвечают за равновесие тела, координацию движений, принимают участие в двигательном научении.
3. Ядра ретикулярной формации.
Жизненно важные центры - дыхательный и сосудодвигательный. При повреждении этих центров может произойти остановка сердца и дыхания.
Ядра 4-7 пар черепных нервов.
12. Пирамиды в продолговатом мозге располагаются по бокам серединной щели, состоят из толстых миелинизированных волокон пирамидного тракта, в нижних отделах продолговатого мозга 80% волокон переходят на противоположную сторону, образуют перекрест пирамид. В пирамидах проходят двигательные (пирамидные) пути.
13. Медиальная петля продолговатого мозга образована:
аксонами нейронов тонкого и клиновидного ядер;
Формируется в продолговатом мозге, транзитно проходит через мост и средний мозг, заканчивается в таламусе.
Проводит: проприоцептивную, тонкую тактильную и вибрационную чувствительности от тонкого и клиновидного ядер до таламуса.
14. 1. Мост развивается из 4-го мозгового пузыря (задний мозг)
Внешнее строение:
Размеры моста: длина по средней линии - 2,5 см; ширина - 3-3,5 см; толщина - 2,5 см; масса 16-18 г.
Мост имеет вентральную и дорзальную поверхности. На вентральной поверхности находятся следующие структуры.
- Бульбомостовая борозда отделяет мост от продолговатого мозга.
- Базилярная борозда проходит по средней линии, в ней располагается одноименная артерия.
- Место выхода на основание мозга корешка отводящего нерва - между пирамидой продолговатого мозга и задним краем моста.
- Место выхода на основание мозга корешка тройничного нерва - на границе моста и средней мозжечковой ножки.
Средняя мозжечковая ножка, по старому - ножка моста - состоит из волокон белого вещества, связывающих мост с мозжечком.
Мосто-мозжечковый угол - область, расположенная между мостом, продолговатым мозгом и мозжечком. Здесь на основание мозга выходят корешки лицевого нерва и преддверно-улиткового нерва.
Условная тройнично-лицевая линия, связывающая корешки тройничного и лицевого нервов, является границей между мостом и средней мозжечково ножкой.
Дорзальная поверхность моста - это верхняя часть ромбовидной ямки.
15. Ядра 5-8 пар черепных нервов;
- 5 пара (тройничный нерв) проводит болевую, температурную и (грубую) тактильную чувствительность кожи лица, слизистой оболочки полости носа и рта, зубов, глазного яблока, осуществляет двигательную иннервацию жевательных мышц, мышцы,напрягающей барабанную перепонку, мышцы, напрягающей мягкое небо, некоторых мышц шеи.
- 6 пара (отводящий нерв) осуществляет двигательную иннервацию латеральной прямой мышцы глазного яблока, отводит глаз в сторону
- 7 пара (лицевой нерв) осуществляет двигательную иннервацию мимических мышц, проводит вкусовую чувствительность от передних 2/3 языка, осуществляет вегетативную парасимпатическую иннервацию слезной железы, 2-х больших слюнных желез (поднижнечелюстной и подъязычной), желез полости носа.
- 8 пара (преддверно-улитковый нерв) вестибулярные и слуховые (улитковые ядра) - анализ вестибулярных и слуховых ощущений.
2. Ядра ретикулярной формации регулируют цикл сон-бодрствование (адренергические нейроны голубоватого ядра - пробуждение; серотонинергические нейроны ядер шва - сонное торможение); в ретикулярной формации моста находится часть дыхательного центра
3. Слуховые ядра(ядро верхней оливы, ядра трапецевидного тела, ядра латеральной петли - переключение слуховых путей.
4. Собственные ядра моста - переключение корково-мосто-мозжечкового пути, связывающего кору головного мозга с корой мозжечка с промежуточным переключением на нейронах собственных ядер моста.
16. Пирамидный путь в мосте - идет от коры головного мозга к двигательным нейронам передних рогов спинного мозга, обеспечивает произвольные движения (проходит через мост транзитно)
17. Первичный анализ, переключение и проведение слуховых раздражителей (улитковые ядра 8 пары, ядра верхней оливы, трапециевидного тела, латеральной петли, трапециевидное тело, латеральная петля)
Моноауральный путь связывает каждое ухо в отдельности с корой противоположного полушария, он начинается от дорзального улиткового ядра.
Бинауральный путь связывает оба уха с корой каждого полушария, начинается от вентрального улиткового ядра.
Поделиться62016-10-26 15:43:24
6. Какие пучки проходят в заднем канатике спинного мозга? Какую функцию они выполняют?
Задний канатик содержит следующие проводящие пути:
1. Тонкий пучок (Голля
2. Клиновидный пучок (Бурдаха)
Оба проводят мышечно-суставное чувство (проприоцептивную чувствительность – положение частей тела в пространстве, ощущение движения – кинестезия, ощущение веса и силы), сложные виды тактильной чувствительности (дискриминативная чувствительность – распознавание мелких форм и текстуры поверхности, трехмерных объектов – стереогноз, двухточечная дискриминация, направление и скорость касательного движения) и чувство вибрации в кору головного мозга («сознательная чувствительность»). Первый – от нижних конечностей и нижней половины туловища, имеется на всем протяжении спинного мозга; второй – от верхних конечностей и верхней половины туловища, имеется только в верхней части спинного мозга, от Т6).
7. Какие пучки проходят в переднем канатике спинного мозга? Какую функцию они выполняют?
Аксоны спинальных ганглиев и серого вещества спинного мозга идут в его белое вещество, а затем в другие структуры ЦНС, создавая тем самым восходящие и нисходящие проводящие пути.
Передний канатик содержит в основном нисходящие проводящие пути:
1) Передний пирамидный путь (латеральный пирамидный).
2) Передний спинно-таламический путь (одноименный латеральный путь)
3) Медиальный продольный пучок – содружественный, сочетанный поворот головы и глаз.
4) Крыше-спинномозговой путь – (старт-рефлекс) связывает подкорковые центры зрения (верхние холмики крыши среднего мозга) и слуха (нижние холмики) с двигательными ядрами передних рогов спинного мозга. Он расположен медиальнее переднего корково-спинномозгового (пирамидного) пути. Пучок этих волокон непосредственно примыкает к передней срединной щели. Наличие этого тракта позволяет осуществлять рефлекторные защитные движения при зрительных и слуховых раздражениях.
5) Ретикулярно-спинномозговые путь (аналогичные пути в боковом канатике)
6) Вестибулярно-спинномозговой путь (аналогичные пути в боковом канатике) расположен на границе переднего канатика с боковым. Начинается от нейронов латерального преддверного ядра (ядра Дейтерса), лежащего в продолговатом мозге. Это ядро регулирует активность мотонейронов спинного мозга, обеспечивает тонус мускулатуры, согласованность движений, равновесие.
8. Какие пучки проходят в боковом канатике спинного мозга? Какую функцию они выполняют?
Боковой канатик состоит из восходящих и нисходящих путей.
нисходящие пути:
1. Латеральный корково-спинномозговой (пирамидный) путь – сознательный двигательный путь, произвольные движения.
2. Красноядерно-спинномозговой путь – дополняет пирамидный путь, влияет на характер произвольных движений.
3. Оливо-спинномозговой, латеральный ретикулярно-спинномозговой, латеральный вестибулярно-спинномозговой – контролируют тонус мышц, поддержание позы и равновесие тела.
4. Гипоталамо-спинномозговой путь соединяет ядра гипоталамуса с сегментарными центрами вегетативной нервной системы.
восходящие пути:
1. Передний спинно-мозжечковый путь (Говерса)
2. Задний спинно-мозжечковый путь (Флексига)
Проводят мышечно-суставное чувство в мозжечок, таламус, двигательную кору («безсознательная чувствительность»).
3. Латеральный спинно-таламический путь – проводит болевую, температурную, грубую тактильную чувствительность в кору головного мозга.